Главная   Разработки   Галерея   Портфолио   Обо мне    

  Методические разработки

Flash технологии (Macromedia Flash 8)
Основной курс по ИКТ
 

 

Макетирование и вёрстка

1. Макетирование

2. Элементы дизайна

3. Элементы книги

4. Модульная сетка

5. Советы по макетированию

6. Текст

7. Таблицы

8. Иллюстрации

9. Шрифт

10. Вёрстка

 

 

Темы курса ИКТ



 

 
Макетирование и вёрстка

МАКЕТИРОВАНИЕ

Подготовка публикаций к изданию - сложный и продолжительный процесс

Он состоит из длинной цепочки взаимосвязанных этапов. До недавнего времени каждый этап выполнял профессионал узкой специализации:

  1. редактор,
  2. корректор,
  3. художник,
  4. наборщик,
  5. печатник.

Появление настольных издательских систем (Desktop Publishing = DTP) способствовало стиранию граней между отдельными этапами подготовки изданий.

Мощность средств автоматизации издательского труда, включенных в DTP, настолько велика, что практически весь процесс подготовки публикации к изданию может выполнить один человек. Очевидно, что такой «профессионал широкого профиля» должен хорошо разбираться в технологических особенностях отдельных этапов, учитывая при этом их взаимосвязь и взаимозависимость.

Появление настольных издательских систем (Desktop Publishing = DTP) способствовало стиранию граней между отдельными этапами подготовки изданий.
Мощность средств автоматизации издательского труда, включенных в DTP, настолько велика, что практически весь процесс подготовки публикации к изданию может выполнить один человек. Очевидно, что такой «профессионал широкого профиля» должен хорошо разбираться в технологических особенностях отдельных этапов, учитывая при этом их взаимосвязь и взаимозависимость.

Упрощенно подготовка публикации к изданию выглядит так:


Сам же процесс подготовки макета также состоит из ряда взаимосвязанных этапов:

  1. Макетирование
  2. Подготовка текста
  3. Подготовка иллюстраций
  4. Выбор шрифтов
  5. Верстка
  6. Печать оригинал-макета

  1. Набросок макета
  2. Выбор формата
  3. Ориентация страницы
  4. Поля
  5. Элементы дизайна
  6. Модульная сетка

НАБРОСОК  МАКЕТА

Чтобы получить хороший макет, начните с эскиза, примерно отражающего окончательный вид документа. Время, которое вы при этом потратите, возвратится вам сторицей, позволив избежать бесконечных переделок.

 

С чего начать?

Прежде всего представьте как будет смотреться документ в готовом виде, и сделайте несколько набросков на бумаге.
Допустим, вы хотите создать 8-страничный информационный бюллетень со стандартными полосами размером 210 х 297 мм (формат А4).
Для наброска возьмите 2 листа чистой бумаги размером 210 х 297 мм, положите их один на другой и согните по ширине листа - так вы получите уменьшенное подобие вашего 8-страничного бюллетеня. Затем возьмите карандаш и набросайте шапку, оформление обложки, рисунки и/или тексты, верхние и нижние колонтитулы.
Прикиньте, какой ширины следует задать верхние, боковые и нижние поля, и отметьте это на полосах. Обозначьте на каждой полосе рисунки и текст.
Изменения можно вносить на любой, даже самой последней, стадии подготовки документа.

ВЫБОР ФОРМАТА

В Европе форматы выпускаемой промышленностью и используемой в типографиях бумаги укладываются в так называемую А-серию, определенную стандартом Международной Организации Стандартизации (ISO).
В Германии этот стандарт известен под другим именем - DIN (Deutsche Industrie-Norm) - Немецкий промышленный стандарт. Германский стандарт DIN постулирует ряд форматов, объединенных в DIN-Ax-серию.
Все форматы ряда представляют собой производные от основного формата DIN А0, имеющего размеры 1189 мм х 841 мм. Если разрезать такой лист пополам поперек длинной стороны, то получатся два листа формата DIN A1.
Если повторить эту операцию, то получатся листы формата DIN А2 и т. д. Наименьшим форматом из широко распространенных является формат почтовой карточки - формат А6. Наиболее известны форматы DIN A5, A4 и A3.

Формат (DIN)

Миллиметры

Дюймы

А0

841 х 1189

33,1 х 46,8

A1

594 х 841

23,4 х 33,1

A2

420 х 594

16,5 х 23,4

A3

297 х 420

11,7 х 16,5

A4

210 х 297

8,3 х 11,7

A5

148 х 210

5,8 х 8,3

A6

105 х 148

4,1 х 5,8

ОРИЕНТАЦИЯ СТРАНИЦЫ

Строки на странице могут быть расположены по-разному.

Расположение строк вдоль короткой стороны листа называется продольной (книжной или портретной - от англ. portrait) ориентацией страницы, в противном случае поперечной (альбомной или ландшафтной - от англ. landscape).

ПОЛЯ

При выборе соотношения размеров полей и текста на странице следует стараться достичь гармонии.
Наряду с этой общей рекомендацией существуют и более конкретные правила:

  1. Ширина полей, отделяющих текст на странице от краев листа, зависит от характера верстаемого текста и может быть разной с разных сторон листа.
  2. Если речь идет о единственной странице, содержащей текст целиком, то левое и правое поля должны быть достаточно узкими и иметь одинаковую ширину.
  3. Верхнее поле должно быть шире левого и правого, а нижнее шире верхнего Рекомендуется следующая ширина (в относительных единицах): 3 для левого и правого поля, 5 для верхнего, 8 для нижнего.

ПОЛЯ НА КНИЖНЫХ СТРАНИЦАХ

Правила для выбора размера полей книжных страниц несколько отличаются от приведенных выше правил для отдельных страниц текста. Здесь следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы при развороте книги текст на смежных страницах выглядел бы симметрично.

Аналогичные проблемы возникают при верстке любых многостраничных документов, если печать выполняется на обеих сторонах листа.

Наряду с требованиями эстетического характера к оформлению таких документов предъявляют и чисто технические требования.

В частности, необходимо помнить, что часть внутреннего поля «поглощается» при подшивке (переплете). Если не учесть этой технологической особенности, то в лучшем случае текст окажется «стянутым» к корешку книги, а в худшем - может частично попасть в переплет, что затруднит чтение или сделает его вообще невозможным.

ЭЛЕМЕНТЫ ДИЗАЙНА

При работе над дизайном будущей публикации можно использовать большое количество различных элементов. Наиболее распространенные из них:

  1. ВЫПУСК ЗА ОБРЕЗ
  2. БУКВИЦА (DROP CAP)
  3. ОБОРКА
  4. ЛИНЕЙКИ (RULES)
  5. РАМКА (PRINTING RULE)
  6. ВЫВОРОТКА (REVERSED OUT TEXT)
  7. ПУЛЯ (BULLET)

ВЫПУСК ЗА ОБРЕЗ

Этот элемент макета представляет собой текст, рисунок или линию, которые будут выходить за границу полосы после ее обрезки. Подобные элементы могут стать очень эффективным средством дизайна.

БУКВИЦА (DROP CAP)

Это большая заглавная буква, спускающаяся вниз на несколько строк. При этом текст обтекает ее. Используется как элемент оформления, подчеркивающий начало текста или его подразделов.

ВЫВОРОТКА (REVERSED OUT TEXT)

Текст, «вывернутый наизнанку», например белый текст  на черном фоне.

ПУЛЯ (BULLET)

Метка пункта списка. Кружок размером в полукруглую шпацию получил весьма широкое распространение в качестве меток пунктов списков. Однако не стоит ограничиваться только этим символом. Символ в виде залитого квадратика или ромбика выглядит даже более солидно, чем кружок. Полый квадратик создает впечатление «дремлющей силы». Треугольник не так тяжел, как квадрат. Стрелки усиливают основное назначение метки: «смотри сюда!». В некоторых гарнитурах шрифтов, например в гарнитурах Zapf Dingbats и Wingdings, имеется еще ряд геометрических фигур.

ОБОРКА

Оборкой называется текстовая выемка. Если в колонку вставляются рисунки или другой текст, то ее границы изменяются таким образом, что текст располагается вокруг вставки, как бы «обертывая» ее. Оборки могут быть прямоугольными, многоугольными или криволинейными в зависимости от целей дизайнера и возможностей программы макетирования.

ЛИНЕЙКИ (RULES)

Элементы оформления издания, представляющие собой горизонтальные или вертикальные линии, отделяющие элементы макета друг от друга. Линейки придают полосе законченный вид. Для привлечения внимания можно подчеркнуть заголовок или провести линию там, где заканчивается один раздел текста и начинается другой. Линейки применяются также для разделения самостоятельных частей полосы.

РАМКА (PRINTING RULE)

Линия, ограничивающая растрированный фон, часть текста или иллюстрации.

ЭЛЕМЕНТЫ КНИГИ

  1. - клапан суперобложки;
  2. - форзац;
  3.  - фронтиспис;
  4.  - титульный лист;
  5.  - суперобложка;
  6.  - книжный блок;
  7.  - ляссе.
 

МОДУЛЬНАЯ СЕТКА

пределяет дизайн будущего макета и задает места размещения колонцифр, текста, иллюстраций, заголовков и строк с фамилией автора в начале или конце статьи. Сетка разрабатывается художником. Сетки иногда называют шаблонами или трафаретами.

Большую помощь в подготовке макета может оказать модульная сетка.

Модульная сетка определяет дизайн будущего макета и задает места размещения текста, иллюстраций, заголовков и строк с фамилией автора в начале или конце статьи и т.д.

Сетка разрабатывается художником.

Сетки иногда называют шаблонами или трафаретами.

Она служит каркасом, определяющим, где на странице будут размещены элементы.

Сетка представляет собой систему непечатаемых вертикальных и горизонтальных линий, разделяющих страницу.

ПЯТЬ СОВЕТОВ ПО МАКЕТИРОВАНИЮ

  1. Создайте банк образцов. Когда вы читаете журналы, книги, газеты, годовые отчеты, просматриваете рекламные листовки и брошюры собирайте образцы особенно удачных и неудачных решений. Складывайте их в две папки, озаглавленные «Хорошие» и «Плохие», отмечая, что хорошо или плохо в данном макете. Накопив достаточно материала, вы почувствуете себя гораздо увереннее в области технического и художественного редактирования.
  2. Составьте план будущего документа. Чем проще, тем лучше. Соблюдая это правило, сделаете меньше ошибок. Кроме того, простые макеты выглядят четче, лучше читаются и обеспечивают концентрацию внимания читателей.
  3. Не пытайтесь объять необъятное. Например, вы можете разместить на одной полосе 30 колонок текста, но кто станет их читать? Общее правило: не используйте больше трех специальных типографских эффектов на развороте из двух полос.
  4. Ваш макет должен создавать четкое представление о характере документа.
  5. Если вы компонуете рекламное сообщение о продукте, то пусть ваш макет выглядит как реклама, а не как научный трактат.

Текст

 

  • Общие правила набора
  • Правила переносов
  • Правила набора знаков и цифр
  • Набор заголовков
  • Набор таблиц

ОБЩИЕ ПРАВИЛА НАБОРА

  • Нормальный размер пробела между словами во время набора равен одному символу.
  • В наборе не должно быть коридоров, т.е. совмещения пробелов между словами по вертикали (или наклонной линии) в трех и больше смежных строках.
  • Абзацные отступы должны быть одинаковыми во всем тексте.
  • Последняя строка абзаца должна быть длиннее абзацного выступа не менее, чем в 1,5 раза.
  • Если набор выполняется без абзацного выступа, то последняя строка должна быть неполной.
  • Длина строки должна быть не больше 60-65 символов.
  • На странице должно быть 30-40 строк.
  • Нижняя граница текста на предыдущей странице должна быть ниже, чем начало текста на следующей или не менее 5 строк.
  • Последняя страница главы (если главы начинаются с новой страницы) должна выглядеть заполненной хотя бы наполовину.

ПРАВИЛА ПЕРЕНОСОВ

  1. Не допускаются переносы, которые искажают смысл слова.
  2. Нельзя переносить аббревиатуры, которые пишутся большими буквами типа УНР, КПИ, МФО.
  3. Нельзя разрывать переносом такие сокращения, как и т.д., и т.п. и подобные.
  4. Нельзя разрывать переносом цифры, которые составляют одно число. При необходимости можно разрывать числа, соединенные знаком тире, но тире остается в предыдущей строке: 1985 -1990, Х -ХІ ст.
  5. Нежелательно отделять инициалы от фамилий.
  6. Не желательно отделять сокращенные слова от имен и фамилий: проф. Петренко, т. Иванов.
  7. Нельзя отделять цифру со скобкой или точкой от следующего слова.
  8. Не желательно отделять цифры от следующих сокращенных слов и названий единиц измерения.
  9. Нельзя отделять для переноса знаковые обозначения от следующих или предыдущих цифр: 50 %, $ 10, № 25.
  10. Не желательно, чтобы знаки переноса были более, чем в двух смежных строках.
  11. Нельзя, чтобы между знаком переноса и частью слова был пробел.
  12. Нельзя, чтобы знаком переноса начиналась строка.
  13. Нельзя переносить знаки препинания.

ЗНАКИ И ЦИФРЫ

  1. Нельзя, чтобы между разделительными знаками, кроме тире, и словом был пробел.
  2. Три точки перед словом нельзя отделять пробелом.
  3. Тире между цифрами нельзя отделять пробелами: 20-30.
  4. Тире между словами отделяется пробелом. В комбинациях типа ,- или - пробел отсутствует.
  5. В прямой речи тире справа отделяется пробелом.
  6. Дефис не должен отделяться пробелами.
  7. Кавычки нельзя отделять пробелами от слов.
  8. Кавычки набираются тем же шрифтом, что и текст.
  9. Между знаком номера и параграфа и цифрами обязателен пробел: № 10, § 2.
  10. Знаки градусов, процентов, минут, секунд нельзя отделять пробелом от цифры: 6%. Сокращения, идущие за знаком градуса, отделяются пробелом: 20° С. Два знака номера или параграфа пишутся вместе: №№, §§.
  11. Между цифрами, которые обозначают разные единицы - сотни и тысячи, тысячи и миллионы делается пробел: 4 655 210. Обозначение номера и дроби нужно набирать без пробела: №125, 3.456.
  12. Знаки + и - не отбиваются от цифры: +10.
  13. Дроби записываются без пробела: 4/7.
  14. Для обозначения десятых и тысячных дробей используется точка: 6.35.
  15. Слово после порядкового номера отделяется пробелом.

ЗАГОЛОВКИ

  1. В многострочных заголовках каждая строка должна иметь определенный смысл.
  2. Не рекомендуется заканчивать заголовок служебными частями речи.
  3. Переносы в заголовках не допускаются, за исключением многострочных заголовков.

ТАБЛИЦЫ

  1. Строки в заголовках граф должны быть расположены горизонтально и выключены по центру.
  2.  Если ширина заголовка меньше высоты графы заголовка, то строка набирается вертикально.
  3. Если таблица занимает две и больше страниц, то графы нумеруются и на следующей странице заголовок граф включает только порядковые номера.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Существует несколько источников получения иллюстраций для вашей публикации:

  1. сканированные изображения;
  2. коллекции цифровых фотографий на CD-дисках;
  3. изображения, полученные с помощью цифровых камер;
  4. изображения, полученные с экрана компьютера;
  5. оригинальные векторные или графические рисунки.

ФОРМАТЫ РАСТРИРОВАННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ TIFF

В издательской среде наиболее популярным растрированным форматом является TIFF (Tagged Image File Format), созданный фирмами Aldus и Microsoft.
В цветовых моделях RGB и CMYK формат TIFF поддерживает до 16,7 млн. оттенков (24 бит), и каждая программа редактирования фотоизображений поддерживает этот формат.
Существует несколько вариантов TIFF, но пока нет программы, поддерживающей их все. Для обеспечения совместимости рекомендую использовать несжатые файлы TIFF.

ШРИФТ

 

  • Основные термины
  • Шрифт
  • Группы шрифтов
  • Пропорции шрифта
  • Оформительские эффекты
  • Размер шрифта
  • Емкость и насыщенность шрифта
  • Советы по использованию шрифтов

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Шрифт - это набор символов определенного размера и рисунка (например, полужирный шрифт New Baskerville размером 10 пунктов).
Большую часть шрифтов можно разделить на четыре группы:

  1. шрифты с засечками, или антиква (serif),
  2. шрифты без засечек, или гротески (sans serif),
  3. декоративные (decorative) и
  4. рукописные (script).

Ниже приведены образцы некоторых широко распространенных в DTP шрифтов:

ГРУППЫ ШРИФТОВ

Для каждого шрифта существует несколько вариантов начертания:

нормальное (plain),
курсивное (italic),
жирное (bold) и жирное курсивное (bold italic).

Различные варианты начертания некоторого шрифта всех возможных размеров (кеглей) объединяются в одно шрифтовое семейство или гарнитуру.

Ниже приведен пример различных начертаний гарнитуры Таймс:

ПРОПОРЦИИ ШРИФТА

В зависимости от пропорций знаков шрифт может быть:

  1. сжатым (condenced),
  2. нормальным (normal),
  3. широким (expanded).

Реализация сжатого шрифта некоторой гарнитуры как отдельной разновидности в DTP-системах скорее исключение, чем правило. В подавляющем большинстве сжатые шрифты получаются средствами самой DTP-системы - путем пропорциональной деформации. Причем такая деформация может представлять собой не обязательно сжатие - строятся и растянутые начертания.

ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ЭФФЕКТЫ

Одной из интересных возможностей оформления любых шрифтов является построение контурных литер (Outline-эффект).

В DTP-системах реализована также возможность создания теневого (Shadow) эффекта для любых шрифтов.

Эти и многие другие эффекты реализуются компьютером путем модификации стандартных шрифтов по определенным алгоритмам.

Среди других, часто используемых оформительских операций, можно назвать следующие:

подчеркивание и двойное подчеркивание, перечеркивание, смещение текста относительно нормального положения строки и разнообразные их комбинации.

РАЗМЕР ШРИФТА

Размером шрифта называется расстояние между верхней и нижней шрифтовыми линиями. Обычно размер шрифта (кегль) выражается в пунктах.
Визуальное определение размера шрифта представляет сложность только для начинающих пользователей DTP-систем.

Даже после непродолжительной работы пользователь приобретает опыт и через некоторое время распознает практически безошибочно большинство кеглей часто используемых гарнитур.
На следующей иллюстрации изображены несколько кеглей одной гарнитуры:

ЕМКОСТЬ И НАСЫЩЕННОСТЬ ШРИФТА

Каждый шрифт имеет свой общий тон или насыщенность - чисто визуальный параметр, который характеризует, как будет выглядеть конкретный шрифт на странице.
Он может быть светлым или темным.

Насыщенность меняется в зависимости от вида шрифта и начертания, равномерности расположения текста.
Шрифты одного и того же кегля могут иметь различную емкость, т.е. в одной строке может помещаться различное количество знаков.

В некоторых книгах по типографике приводятся таблицы емкости шрифтов для определения среднего количества знаков для разных кеглей в строках различного формата.
Но на самом деле параметры одного и того же шрифта меняются в зависимости от производителя. Более приемлемым способом является самостоятельное определение емкости.
Для этого наберите колонку текста и сделайте ее дубликаты для шрифтов, которые вы собираетесь использовать.

На рисунке один и тот же текст набран одним кеглем, но имеет для разных шрифтов свою емкость и насыщенность:

СОВЕТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ШРИФТОВ

Для каждой группы изданий хорошо бы найти определенный набор гарнитур. Но это не значит, что вы должны ограничиться лишь несколькими шрифтами. Выбирайте больше гарнитур, чем требуется для одного документа, - это расширит ваши творческие возможности.
Общим принципом является применение гарнитур с засечками для основного текста и рубленых - для заголовков и других элементов. Но нет правил без исключений. В одном документе можно ограничиться только рублеными гарнитурами, в другом-только с засечками. Надо учитывать, что текст, набранный рубленым шрифтом, труднее читать; особенно это касается больших объемов.
Простые советы по использованию шрифтов:

  1. Для основного текста используйте прямое светлое начертание шрифта.
  2. При выборе шрифта (особенно это касается очень светлых гарнитур) определите, на каком устройстве будете выводить ваш документ. Дело в том, что лазерные принтеры печатают буквы более толстыми, чем они получаются на фотонаборных автоматах, причем чем хуже разрешение принтера, тем толще получаются буквы. В любом случае, прежде чем принимать решение, просмотрите пробные отпечатки.
  3. Для заголовков и подзаголовков применяйте более жирное начертание. Избегайте одинаковых гарнитур для заголовков и основного текста. С другой стороны, для заголовков и подзаголовков лучше использовать схожие гарнитуры; это же касается тех случаев, когда в основном тексте существует несколько гарнитур.
  4. Если заголовок занимает более трех строк, гарнитура должна быть равна по насыщенности основному тексту.
  5. Если гарнитуры заголовка и текста совпадают, отделите заголовок от текста. Используя полужирное начертание шрифта для первых слов заголовка, вы как бы даете шапку, а набор курсивом поможет отделить заголовок от основного текста, не отвлекая внимания.
  6. Если заголовок занимает менее трех строк, эффектно смотрится гарнитура более солидного вида, чем у основного текста.
  7. Старайтесь не применять на полосе более трех различных гарнитур, а обходитесь различными начертаниями одной гарнитуры в элементах документа (заголовках, основном тексте, шапках и др). Однако некоторые гарнитуры очень похожи между собой, и вы можете использовать их как варианты одной гарнитуры.
  8. Курсив отлично смотрится в шапках, строчках с фамилиями авторов, боковых заголовках и заголовках-форточках.

ВЁРСТКА

  1. Длина строки
  2. Ширина колонки
  3. Выравнивание
  4. Формирование переносов
  5. Межбуквенные просветы
  6. Интерлиньяж
  7. Подгонка текста

ДЛИНА СТРОКИ

Для страниц, заполненных текстом с небольшим числом разрывов (или без них) и набранных нормальным шрифтом, рекомендуется ограничивать длину строки 60 символами. Причем снижение этой величины до 50 только улучшает общее впечатление от страницы.
После выбора размера строки следует поэкспериментировать с межстрочным интервалом, чтобы подстроить его под плотность используемой в наборе гарнитуры.
Если же выделенное под строку место так велико, что позволяет разместить более чем 50-60 символов, то можно прибегнуть к одному из следующих приемов. Во-первых, можно выбрать больший кегль и за счет этого остаться в рамках оптимальной величины 50-60 символов на строку.
Во-вторых, можно выбрать шрифт с более широкими литерами, стремясь по-прежнему не выйти за рекомендованный предел. А последней альтернативой является переход к набору в несколько колонок.

ШИРИНА КОЛОНКИ

При выполнении верстки текста в несколько колонок необходимо следовать следующему универсальному правилу, задающему верхний предел ширины колонки. Следует выписать в строку все строчные литеры того шрифта, которым предполагается набирать колонку. Если длину полученной строки умножить на полтора, то получится максимально допустимая ширина колонки.
В соответствии с этим правилом можно определить предельное число колонок на листе в зависимости от ширины литер применяемого шрифта, т.е. в зависимости от кегля и вида шрифта.

ВЫРАВНИВАНИЕ

Любой абзац при верстке можно оформить одним из следующих способов: выравниванием по левому краю, выравниванием по правому краю, центрированием, блочным выравниванием (совместно правым и левым). Каждый из этих способов предполагает верстку в строку стольких слов, сколько может в ней поместиться. Отличие между ними сводится к методу дополнения верстаемой строки пробелами до установленной максимальной длины.

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРЕНОСОВ

В современных системах DTP реализованы разнообразные алгоритмы автоматической верстки строк. Наличие таких алгоритмов позволяет отказаться от ручного разбиения слов на слоги на границах строк (ручного переноса) со вставкой дефиса. Такая ручная верстка сильно усложняет процедуру внесения последующих изменений, т.е. добавления и удаления слов, так как при этом приходится переверстывать значительную часть строк, вручную, удаляя «старые» знаки переноса и вставляя новые.
Полностью отказаться от разбиения и переноса слов невозможно, так как при малой ширине колонки это приведет к слишком большим промежуткам между словами.
Большие промежутки между словами в тексте появляются обычно тогда, когда применяется блочное выравнивание и ширина колонки, в которой верстается текст, невелика.
Эффект усугубляется при увеличении кегля или уменьшении ширины колонки. Для того, чтобы хоть как-то бороться с этим некоторые DTP-системы выполняют разрядку букв (трекинг) в длинных словах у тех строк, в которых промежутки особенно велики. Результаты такой верстки с разрядкой можно часто наблюдать в газетных статьях.

ИНТЕРЛИНЬЯЖ

Это расстояние между базовыми линиями соседних строк. Оно измеряется в пунктах и складывается из кегля шрифта и расстояния между строками.
Например, кегль 10 пунктов при расстоянии между строками в 2 пункта называют кеглем 10 пунктов при интерлиньяже 12 пунктов. Пишется 10/12.

ПОДГОНКА ТЕКСТА

Подгонку часто используют в журналах, бюллетенях новостей, газетах, там, где заранее известна площадь, на которой должны расположиться все материалы. Обычно материала набирается больше, чем места под него, поэтому ниже следующие советы помогут вам несколько «ужать» текст.
Однако, следуя им «с точностью до наоборот», вы можете растянуть текст. Варианты расположены по степени предпочтения: обращайтесь к последним только в том случае, если не работают первые.

  1. Отредактируйте текст, удаляя лишние строки. Особое внимание обращайте на строки в конце абзацев, имеющие одно-два слова. Иногда, удалив несколько символов, вы сможете сократить целую строку.
  2. Уменьшите интерлиньяж на половину или четверть пункта. Во многих случаях это совершенно незаметно, а в каждой колонке выгадывается несколько строк.
  3. Уменьшите на полпункта размер шрифта. Это эффективнее, чем кажется на первый взгляд, так как позволяет внести на полосу больше строк и уместить больше текста на каждой строке.
  4. Немного уменьшите ширину символов (например, установите масштаб 95%).
  5. Уменьшите ширину средника между колонками или слегка сократите ширину полей.

 


   Главная   Разработки   Галерея   Портфолио   Обо мне    

Красноярский краевой Дворец пионеров и Школьников ©2005-2008